Основная образовательная программа среднего общего образования на 2019-2024 уч.годы
Учебный план МБОУ «Лицей №24″ на 2021-2022 учебный год
Основное общее образование
5- 9 классы (ФГОС ООО)
Учебный план 5-9 классов – один из основных механизмов реализации основной образовательной программы основного общего образования. Основное общее образование обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ в условиях становления и формирования личности ребёнка и направлено на развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному и профессиональному самоопределению. В нем установлены не только обязательные учебные предметы, но и предметные области. Структура содержит как обязательную часть, так же и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Учебный план 5-9 классов разработан в соответствии с ФГОС ООО. При его составлении использован вариант №3 Примерной образовательной программы основного общего образования. Исходя из социально-экономических и этнокультурных условий Московской области, учебный план 5-9 классов определяет общие рамки отбора учебного материала, формирование перечня результатов образования и организацию образовательной и внеурочной деятельности.
В обязательной части учебного плана определен перечень учебных предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение.
С целью реализации прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа народов РФ добавлены обязательные предметные области учебного плана Родной язык и родная литература:
- в 5-7 и 9-х классах -0,5 часа на «Родной язык» и 0,5 часа «Родная литература» с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры.
Часы компонента образовательной организации используются для углублённого изучения учебных предметов федерального, регионального компонентов Регионального базисного учебного плана:
- в 5-х классах -1 час на «Обществознание» с целью формирования правосознания и правовой культуры и расширения знаний в области,
- в 7 классе – 1 час – для развития содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне с целью формирования лингвистического мышления, повышения речевой и языковой культуры, развития языковой рефлексии, усиления интереса к изучению языка;
- в 7 классе –1 час на «Математику (алгебра)» направлены с целью расширения предмета на развитие логического мышления, пространственного воображения, более глубоко овладения математическими знаниями
На основании запросов обучающихся, родителей, статуса ОУ, опираясь на многолетний опыт работы, сформированы классы предпрофильной подготовки:
9 «А» ( физико–математического направления),
9 «Б» (филологического направления),
9 «М» (химико-биологического направления);
С целью предпрофильной подготовки обучающихся, и с целью организации углублённого изучения добавлены:
- в 9 «А» классе - 1 час на «Математика (алгебра)»,
- в 9 «Б» классе - 1 час на «Литература»,
- в 9 «М» классе - 1 час на «Химию»,
В 5—9-х классах во внеурочной деятельности введён 1 час занятий физической культурой для совершенствования функциональных возможностей организма, укрепления здоровья обучающихся; овладения техникой физических упражнений и базовыми видами спорта при подготовке к спортивным соревнованиям по лёгкой атлетике, спортивным играм, лыжным гонкам, развития физических качеств при подготовке к сдаче норм комплекса ГТО;
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5-7,9 классах реализуется через предметы истории, обществознания, географии, а также внеурочную деятельность.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 8 классе реализуется через включение в часть, формируемую участниками образовательных отношений. С этой целью по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей) в 8 классе изучается предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (1 час в неделю), который предусматривает формирование гражданско-патриотического мировоззрения, расширение историко-культурного кругозора обучающихся через освоение программ учебных предметов краеведческой направленности об основах духовно-нравственной культуры Подмосковья. Условия преподавания в лицее следующие: наличие 15 учебно-методических комплектов, учебные занятия проводятся учителем, ведущим уроки данного предметного цикла. Уроки записываются в классный журнал, локальным актом определена система текущей и промежуточной аттестации.
Учебный предмет «История» в 9 классах представлена учебными модулями «Всеобщая история» и «История России». При изучении образовательной области «История» используется блочно-модульный подход, что позволяет формировать целостное представление о мире в историческом контексте, раскрывать общемировые закономерности исторического развития, уникальность роли и исторической судьбы России на различных этапах. Такой подход соответствует методическим рекомендациям по реализации исторического образования в соответствии со стандартами второго поколения.
Интегрированный учебный предмет «Обществознание» на ступени основного общего образования включает разделы «Экономика» и «Право», которые преподаются в составе данного предмета, включают вопросы формирования финансовой грамотности обучающихся и получение основ предпринимательской деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» реализуется через предметы Иностранный язык (английский) и Иностранный язык (немецкий), Второй иностранный язык (английский) и Второй иностранный язык (немецкий) по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018г № 345 обучающиеся 5-9 классов обеспечены следующими учебниками:
- А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская «Русский язык» (5- 9 классы);
- О.Ю. Александрова «Русский родной язык» (5,6,8,9 класс);
- В.Я. Коровина Литература. (5 класс)
- Г.С. Меркин «Литература» (6-9 классы);
- О.В. Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык. Рейнбоу» 5-8 класс, Ю.А. Ваулина «Английский язык в фокусе», 9 кл., О.В. Афанасьева, И.В.Михеева «Английский язык как второй иностранный язык» 5,6,8,9 класс;
- Л.Н. Яковлева «Вундеркинды плюс. Немецкий язык», 5 класс, О.А.Радченко «Вундеркинды плюс. Немецкий язык», (6 – 9 класс); М.М.Аверин «Горизонты. Немецкий язык как второй иностранный язык» 5-9 кл.;
- Н.Я. Виленкин «Математика» 5,6 класс, С.М. Никольский «Алгебра» 9 кл), В.И.Жохов под.ред.С.А.Теляковского «Алгебра», 7,8 класс
- Л.С. Атанасян «Геометрия» (7-9 кл.);
- Л.Л. Босова «Информатика» (5-9 кл.);
- А.В. Вигасин «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 кл., Е.В. Агибалова «Всеобщая история. История Средних веков», 6 кл., Н.М.Арсеньев, Данилов А.А. «История России», 6-9 класс, А.Я.Юдовская «Всеобщая история. История Нового времени», (7-8 кл.), О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история», 9 кл;
- Л.Н. Боголюбов «Обществознание» 5-9 кл
- Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» 8 кл.;
- И.В. Алексеев «География. Землеведение» (5,6 кл), И.В. Душина «География», 7 кл., В.П. Дронов, И.И. Баринова, А.И. Алексеева «География России. Природа и население», 8 класс, В.Я. Ром «География России. Хозяйство и географические районы» 9 кл;
- А.В. Перышкин «Физика» (7,8,9 кл);
- О.С. Габриелян «Химия»(8,9 кл);
- В.В. Пасечник «Биология» (5,6 кл.), Суматохин С.В., Д.И. Трайтак «Биология. Животные» (7кл), Д.В. Колесов «Биология. Человек» (8кл), В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию» (9 кл);
- Г.П. Сергеева. Е.Д. Критская «Музыка» (5,6,7 кл.);
- О.А. Кожина «Технология. Обслуживающий труд» (5,6,7 кл.), В.М. Казакевич «Технология. Технический труд» (5,6.7 кл);
- С.П. Ломов «Искусство. Изобразительное искусство» (5,6,7 кл.), Г.И. Данилова «Искусство» (8,9 кл.);
- М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» (8,9 кл.);
- А.П. Матвеева «Физическая культура» (8,9 кл.)
Внеурочная деятельность. Разнообразие видов внеурочной деятельности определяется запросами родителей и учеников, а также концепцией по созданию многообразного, многофункционального пространства развития личности обучающегося. Приоритетными направлениями являются физическое здоровье и нравственный потенциал ребёнка. Внеурочная деятельность организована по параллелям, учитывая интересы, наклонности обучающихся. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 5 часов в неделю в каждом классе.
Программы внеурочной деятельности направлены:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная деятельность на базе МБОУ «Лицей №24» в 5 – 9 классах реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности обучающихся:
- спортивно-оздоровительное,
- духовно-нравственное,
- общеинтеллектуальное
- социальное,
- общекультурное.
Работа в Спортивно-оздоровительное направление направлена на реализацию третьего часа физической культуры с целью повышения уровня физической подготовленности обучающихся, воспитания привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения, а также с целью пропаганды и популяризации физкультурно — спортивного комплекса «Готов к труду и обороне, реализуется программой внеурочной деятельности секции «Волейбол» по программе «Внеурочная деятельность. Волейбол», под редакцией Колодницкого Г.А., Кузнецова В.С. и Программой спортивно-оздоровительного направления. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, соревнования, Дни здоровья.
В основу работы по духовно-нравственному направлению положена Программа патриотического и духовно- нравственного воспитания. По итогам работы в данном направлении проводятся коллективные творческие дела, конкурсы, мероприятия. Духовно-нравственное направление представлено кружками «Юный музеевед», по программе «Проектируем виртуальные экскурсии» под редакцией Т.Н. Трунцевой, и «Наследие» на основе авторской программы «Православная культура» под редакцией Л.Л. Шевченко. Через работу данного кружка реализуется предметная область «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Социальное направление представлено работой кружка «Школа безопасности» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова и Б.О. Хренникова, что обусловлено необходимостью освоения обучающимися умений действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты и т.д.; кружка «Юный психолог» по программе «Познай себя» под редакцией О.В. Хухлаевой; кружка «Азбука финансовой грамотности» по программе дополнительного образования «Азбука финансовой грамотности» под редакцией А.Ю. Губанова и Т.М. Губановой. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, выставки, защита проектов.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через работу кружка «Проектная мастерская» по программе «Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность» под редакцией С.В. Третьяковой; кружка «Юный кинооператор» по программе «Кинооператорское мастерство» под редакцией В.Д. Симакова, кружка «Русская словесность» по программе «Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение» под редакцией Д.В. Григорьева и П.В. Степанова; кружка «Шахматы» по программе «Шахматная азбука» под редакцией В.Д. Балазан.
По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, защита проектов, участие в лицейском этапе НПК, организуется участие обучающихся в конкурсах и конференциях, соревнованиях.
Общекультурное направление реализуется программами внеурочной деятельности через кружки «Золушка», по программе «Театральная деятельность во внеурочной время» под редакцией Д.В. Григорьева и Б.В. Куприянова, «Мастерилка» по программе «Технология. Технический труд» под редакцией В.М. Казакевича и Г.А. Молевой, «Студия мастерства» по программе «Декоративно-прикладное искусство» под редакцией А. Кожиной, студии «Любительский театр» по программе «Удивительный мир искусства. Любительский театр» под редакцией Д.В. Григорьева и Б.В. Куприянова, кружка «Палитра» по программе «Юный художник» под редакцией Д.В. Синьгаева.
По итогам работы в данном направлении проводятся концерты, конкурсы, выставки, защита проектов.